Научно-популярно об этологии и цветовом оформлении инфопродуктов

Научно-популярно об этологии и цветовом оформлении инфопродуктовСегодня в сети Интернет размещено огромное количество сайтов, каждый из которых обладает своей характерной цветовой комбинацией. Также существует значительный массив литературы и рекомендаций по приемам подбора и оформления цветовой гаммы сайта. Зачастую эти рекомендации уходят корнями в азы нейропсихологии.

В связи с этим я хочу обратить внимание читателя на малоизвестную науку — этология. В общем случае, это дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение животных, в том числе людей. Основоположниками современной этологии, сформировавшейся в середине 1930-х годов, являются австрийский ученый К. Лоренц и голландец Н. Тинберген.  В нашей стране её развивали такие исследователи, как И. И. Акимушкин,  М. Л. Бутовская,  Л. А. Файнберг,  З. А. Зорина,  Е. Н. Панов,  В. Р. Дольник и другие.

Ви́ктором Рафаэ́льевичем  До́льником была написана и многократно переиздана книга «Непослушное дитя биосферы».

С позиции этологии он детально рассмотрел биологические основы таких социальных феноменов и человеческих пристрастий как, страсти к коллекционированию, к охоте, любви к собакам, непреодолимой тяги к огню.  Корни эстетики Дольник находит в опасливой завороженности приматов перед леопардами. Человеческую мораль автор также отслеживает с животных времён, когда у животных вырабатываются запреты на убийство сородичей.

Концерты и стадионы выражают, по мнению автора, потребность в единстве, которая имеет аналоги и мире животных, когда они своими криками и гомоном показывают силу своего сообщества.

Также рассматриваются такие объединения как «клубы» (неиерархические игровые сообщества) и «банды» (иерархические промысловые сообщества). Подростковые субкультуры (беспризорники, хулиганы, стиляги, хиппи, панки) трактуются как «клубы».

Молодые особи, вышедшие из родительской опеки,Научно-популярно об этологии и цветовом оформлении инфопродуктов

имеют тенденции объединяться в «банды» — в них срабатывает программа расселения. Для людей это может выражаться в дальних походах.

В отдельной главе — 

«Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев» — автор излагает теории происхождения государства и власти, основанные на данных этологии и археологии. Автор описывает вслед за Лоренцем примеры агрессии в живой природе и приходит к выводу, что агрессия накапливается.

Также исследованы этологические механизмам, влияющим на глобальные демографические процессы.

Самое важное в книге то, что автор не противопоставляет разум и инстинкты.  

По мнению Дольника, леопард — самый опасный хищник для всех живущих и живших в саванне обезьян. Миллионы лет он охотился на наших предков. В опытах этологи показали, что образ леопарда как главного («родного») хищника хранится в генетических программах обезьян. Сочетание желтых и черных пятен — сигнал опасности.

На этой программе построено использование желтых и черных пятен или полос в дорожных знаках и рекламе.

Детей тоже сразу пугает маска леопарда.

В различных эпосах представлены герои, убивающие крупных кошачьих: в Африке — леопарда и льва, в Евразии — льва, тигра, в Америке — ягуара или пуму.Научно-популярно об этологии и цветовом оформлении инфопродуктов

Почетно носить тигровую шкуру. Повсюду — от Африки до Америки — существовал обычай, согласно которому в случае сомнения, не утратил ли вождь своих качеств, он должен был пойти и убить крупное кошачье. Для этого нужно преодолеть не просто страх, а врожденный страх перед «родным» хищником.

Поэтому хищники — не кошачьи — занимают Научно-популярно об этологии и цветовом оформлении инфопродуктов

очень скромное место в символике человека, которую ещё дополняют и такие «родные» враги древних людей как змея и орёл. Именно эта троица всегда украшает символы власти государств.

Сочетания жёлтого, чёрного и красного (цвет крови) тонов всегда привлекает и завораживает.

Кстати, многие женщины инстинктивно тоже предпочитают носить «шкурку леопарда».

Таким образом, знание базовых основ этологии необходимо не только психологам, но и всем, кто занимается дизайном и рекламой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *