Информация (научно-популярный обзор)

Информация (научно-популярный обзор)

«Для характеристики реального мира ныне недостаточны фундаментальные понятия классической физики — материя, вещество, движение, энергия, пространство, время. Для полноты этой характеристики необходимо столь же фундаментальное и столь же всеобщее понятие информации. Нет материи без информации, нет и информации без ее материального носителя — вещества и энергии». (БЕРГ А.И., СПИРКИН А.Г. Кибернетика и диалектико-материалистическая философия // Проблемы философии и методологии современного естествознания. М., 1973).

Введение

Как известно, информация — одно из наиболее общих понятий науки и повседневной деятельности, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. 

В общем случае информацией называют:

  • сообщения о фактах или событиях;
  • любые сведения о каких-либо ранее неизвестных объектах;
  • содержательное описание объекта или явления;
  • передаваемое или получаемое знание;
  • результат выбора;
  • содержание сигнала, сообщения;
  • меру разнообразия, отраженное разнообразие;
  • различие, которое создает различие;
  • сущность, сохраняющуюся при вычислительном изоморфизме;
  • субстанцию, которая не теряется при взаимодействии объектов;
  • уменьшаемую неопределенность;
  • меру сложности структур, меру организации;
  • положительную либо отрицательную энтропию;
  • результат отражения реальности в сознании человека, представленный на его внутреннем языке;
  • семантику и прагматику языка представления данных;
  • последовательность нулей и единиц;
  • и многое другое. 

Изложенное необходимо для понимания содержания последующих страниц сайта.

Основные этапы развития понятия «информация»

 

Анализ литературных источников позволяет выделить следующие основные этапы развития понятия «информация»: 

1. Докибернетический. 

2. Кибернетический и становления теории информации. 

3. Синергетический и постиндустриальный или современный.

При этом в истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). 

Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: 

• переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; 

• миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; 

• создание программно — управляемых устройств и процессов. 

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. 

Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. 

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. 

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества. 

Докибернетическое понимание информации как передачи сообщений сохранялось на протяжение более двух тысячелетий — вплоть до середины XX в. Однако развивающееся научное познание уже в начале XX в. существенно углубило понятие информации, связав его с категорией отражения. 

Именно философское понимание категории отражения как всеобщего свойства материи (первичной по отношению к отражению) оказалось методологически плодотворным для проникновения в сущность информации. 

Понимание информации как сообщений, передаваемых людьми устным, письменным или другим способом (условными сигналами, техническими средствами и т.п.), сохранялось вплоть до середины 20-х годов XX века. 

В дальнейшем произошло осознание того, что информационные процессы происходят не только в социуме, но и в живой природе. 

Постепенно понятие «информация» приобретало все более универсальный смысл. Первые попытки его уточнения относятся к началу 1920-х годов. Информация рассматривалась тогда преимущественно на качественном уровне, какие-либо формализованные понятия, процедуры и методы количественной оценки при этом не использовались. Главное внимание обращалось на особенности и механизмы влияния информации на потребителя, способы обеспечения ее достоверности, полноты, достаточности и т.д. 

Последующее уточнение научного смысла этого общенаучного понятия происходило в разных направлениях. 

Поначалу его пытались раскрыть на основе традиционных подходов: включить его в качестве составной части в структуры других общих понятий. Так, Р. Фишер в 1921 г. предложил раскрывать его смысл через понятие «вероятность». Л. Сциллард пытался связать друг с другом понятия «информации», «энтропии» и «разнообразия» (1929 г.). 

Развитие технических средств массовых коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение, компьютерные системы и т. д.) обусловило лавинообразный рост объемов передаваемых сообщений. Это привело к необходимости оценки различных характеристик информации и, в частности, ее объема. 

Первый шаг к конструктивному уточнению понятия «информация» был сделан в 1928 г. Д. Хартли, который предложил логарифмическую меру ее количества. 

С появлением и развитием кибернетики информация становится одной из центральных категорий ее понятийного аппарата, наряду с такими понятиями, как управление и связь. Наименование и первую формулировку предмета кибернетики как науки о закономерностях управления процессами и системами в технике, живых организмах и общественных организациях дал Н. Винер в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», опубликованной в 1948 г. 

Первая математическая теория информации была создана К. Шенноном и У. Уивером (‘Математическая теория связи», 1949 г.). В ее основу были положены вероятностные представления о природе информации. 

Область корректного использования этой теории ограничивалась тремя постулатами: 

1) исследовалась только передача информации между техническими системами; 

2) в качестве сообщения рассматривалась ограниченная совокупность знаков; 

3) из анализа исключалась семантика сообщений. Этими двумя исследователями была разработана абстрактная схема системы связи, состоящая из шести элементов: источника информации, передатчика, линии связи, приемника, адресата и источника помех. 

С использованием математико-статистических и вероятностных методов Шеннон вывел теорему, определяющую максимальную скорость передачи сигналов по каналам связи, обеспечивающую приемлемую помехоустойчивость системы и емкость канала (с заданной вероятностью ошибки в их получении). Важнейшим критерием признания за сообщением статуса информации являлась возможность снижения с его помощью неопределенности для получателя. 

При этом постулировалось, что неопределенность существует тогда, когда получатель находится в ситуации выбора между двумя или большим числом типов возможного поведения. Хотя этот подход не затрагивал содержательного аспекта информации, а интерпретировал ее как вероятностный процесс, именно он способствовал приданию термину «информация» статуса научного понятия. 

Как попытки преодолеть ограниченность шенноновской математической теории информации появились ее новые версии: топологическая, комбинаторная, «динамическая», алгоритмическая и др. Однако все они учитывали лишь знаковую структуру сообщений и могли быть отнесены лишь к теориям синтаксического типа. 

Предпринятые попытки соединения синтаксического (вероятностно-статистического) и семантического подходов пока не привели к сколько-нибудь конструктивному результату. 

Как бы то ни было, произошло проникновение категории «информация» в соответствующие научные направления, благодаря чему оно приобрело статус общенаучного понятия, а спектр его значений расширился. 

К первоначальному прибавились, в частности, следующие значения:

а) мера снижения неопределенности в результате получения сообщения; 

б) сведения, циркулирующие в процессах управления и воспринимаемые в единстве своих синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 

в) процесс содержательного отражения разнообразия объектов живой и неживой природы и передачи соответствующих сведений приемнику. 

Следует отметить то обстоятельство, что сама идея, что информацию можно рассматривать как нечто самостоятельное, возникла вместе с новой наукой — кибернетикой, доказавшей, что информация имеет непосредственное отношение к процессам управления и развития, обеспечивающим устойчивость и выживаемость любых систем. 

Совсем не просто было понять, что в различных системах (технических, биологических и др.) циркулируют одинаковые потоки информации, что одна и та же информация может храниться в различных физических носителях и передаваться по каналам, чрезвычайно разным по своей природе. Встав в один ряд с такими категориями, как материя и энергия, информация превратилась в необычайно широкое понятие и продолжала раскрываться все шире и глубже. 

Эшби изложил концепцию разнообразия, согласно которой под разнообразием следует подразумевать характеристику элементов множества, заключающуюся в их несовпадении. Так, множество, в котором все элементы одинаковы (допустим, это последовательность а, а, а, и т.д.), по мнению Эшби, не имеет «никакого» разнообразия, ибо все его элементы одного типа. Если разнообразие его измерить логарифмически, то получим логарифм единицы (единица означает однотипность элементов множества) – нуль. 

Множество с таким разнообразием соответствует единичной вероятности выбора элемента, т.е. какой элемент множества не был бы выбран, он будет одного и того же типа. 

Суть концепции разнообразия, по Эшби, заключается в утверждении, что теория информации изучает процессы «передачи разнообразия» по каналам связи, причем «информация не может передаваться в большем количестве, чем это позволяет количество разнообразия». 

Исходя из идей основоположника кибернетики Н. Винера и результатов, полученных К. Шенноном, Эшби открыл закон, названный законом необходимого разнообразия, который так же, как закон Шеннона для процессов связи, может быть общим для процессов управления. 

Суть этого закона состоит в следующем. Для управления состоянием кибернетической системы нужен регулятор, ограничивающий разнообразие возмущений, которые могут разрушить систему. При этом регулятор допускает такое их разнообразие, которое необходимо и полезно для системы. 

В зависимости от области знания, в которой проводилось исследование, информация получила множество определений: 

  • информация — это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Винер);
  • информация — отрицание энтропии (Бриллюэн); информация — коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон);
  • информация — передача разнообразия (Эшби); информация — оригинальность, новизна; информация — мера сложности структур (Моль); информация — вероятность выбора (Яглом); и т.д.

Каждое из этих определений раскрывает ту или иную грань (аспект) этого многозначного понятия.

Более широким (и значимым для философии) явилось понимание информации как отраженного разнообразия, введенное А.Д. Урсулом (1973). 

Разнообразие и отражение в процессе развития материи неразрывно связаны, взаимно друг друга определяют. Чем больше внутреннее разнообразие системы, тем более адекватно сражение ею внешнего мира. А чем больше возможностей отражения, тем система может быстрее совершенствоваться, увеличивая свое разнообразие. 

Ниже приводится еще целый ряд определений понятия «информация: 

• «информация есть знания, переданные кем-то другим или приобретенные путем собственного исследования или изучения»; 

• «информация — это сведения, содержащиеся в данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и обработки»; 

• «информация в обыденном смысле — это сведения, известия, в научно-технических приложениях — то, что имеет на себе сигнал». 

Наряду с этими и подобными им определениями заметна тенденция связывать информацию со степенью упорядоченности той системы, которая получает информацию:  «информация означает порядок, коммуникация есть создание порядка из беспорядка или по крайней мере увеличение степени той упорядоченности, которая существовала до получения сообщения». 

Приводимые ниже определения в известной мере повторяются: 

• «информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств»; 

• «информация…- одно из свойств предметов, явлений, процессов объективной действительности, созданных человеком управляющих машин, заключающееся в способности воспринимать внутреннее состояние и воздействие окружающей среды и сохранять определенное время результаты его; передавать сведения о внутреннем состоянии и накопленные данные другим предметам, явлениям и процессам»; 

• «информация — объективное содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющееся в изменении состояний этих объектов»; 

• «информация есть текущие данные о переменных величинах в некоей области деятельности, систематизированные сведения относительно основных причинных связей, которые содержатся в знании как понятии более общего класса, по отношению к которому информация является подчиненной»; 

• «информация есть знание о каком-то особом событии, случае или о чем-либо подобном»; 

• «информацией являются все те данные о внешнем мире, которые мы получаем как путем непосредственного воздействия на наши органы чувств окружающих предметов и явлений, так и опосредованным путем через книги, газеты, рассказы других людей»; 

• «информацией называется всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее не было известно». 

Среди философов популярны дефиниции, содержащие термин «отражение»: 

• «информация в самом общем случае — это разнообразие, которое один объект содержит о другом, это взаимное, относительное разнообразие. С позиций теории отражения информация может быть представлена как отраженное разнообразие, как разнообразие, которое отражающий объект содержит об отраженном»; 

• «информация есть отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей в окружающем нас реальном мире»; 

• «информация — это содержание процессов отражения»; 

• «информация не тождественна отражению, а есть лишь его инвариантная часть, поддающаяся определению, объективированию, передаче». 

• «информация — это философская категория, рассматриваемая наряду с такими, как пространство, время, материя. В самом общем виде информацию можно представить как сообщение, т.е. форму связи между источником, передающим сообщение и приемником, его принимающим». 

Особое место в коллекции определений занимают утверждения о том, что информация — это алгоритм:  «информация… есть план строения клетки и, следовательно, всего организма». Модификация этого определения содержится в работе Э. Янча, трактовавшего информацию как «инструкцию» к самоорганизации в процессе эволюции биологических структур. 

В работе В. Корогодина приводятся определения: «информация есть некий алгоритм»,»совокупность приемов, правил или сведений, необходимых для построения оператора, будем называть информацией». Под словом «оператор» здесь понимается некое стороннее воздействие на систему, изменяющее спонтанный ход событий. 

Большое число похожих и непохожих друг на друга определений понятия «информация» означает, что общепринятого определения ещё нет. Более того, нет даже четкого понимания сути этого явления, хотя потребность в нем уже назрела. 

Сейчас область применимости информационного подхода существенно расширилась. Понятие «информация» используется при исследовании практически всех процессов самоорганизации (в частности биологической эволюции). При этом актуальным становится вопрос о возникновении информации и эволюции её ценности. Здесь без определения понятий уже не обойтись. 

Споры о сущности информации продолжаются до сих пор. Показательно в этом отношении, что в нашей философской науке более трех десятилетий сосуществуют два различных подхода, две противостоящие друг другу концепции информации — атрибутивная и функциональная. 

«Атрибутисты» квалифицируют информацию как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи (Б.В. Ахлибининский, Л.Б. Баженов, Б.В. Бирюков, К.Е. Морозов, И.Б. Новик, Л.А. Петрушенко, А.Д. Урсул и др.). 

«Функционалисты», напротив, связывают информацию лишь с функционированием самоорганизующихся систем (В.В. Вержбицкий, Г.Г. Вдовиченко, И.И. Гришкин, Д.И. Дубровский, Н.И. Жуков, А.М. Коршунов, М.И. Сетров, Г.И. Царегородцев и др.). 

В то же время современный уровень научного познания все более позволяет связать прогрессивное развитие материи с процессами отражения и с накоплением структурной информации. Уже имеется множество доказательств того, что информация, как мера упорядоченности структур и их взаимодействия, является объективной характеристикой на всех стадиях организации материи. Как атрибут материи, информация участвовала в процессах ее самоорганизации, способствуя возникновению живого и, тем самым, становлению гомеостазиса и феномена управления. 

Критикуя В.В. Вержбицкого, высказавшегося за отказ от жесткой связи информации с управлением (с возникновением жизни), Урсул А.Д. отмечает, что «хотя цель этого автора заключается в «спасении» функциональной концепции в результате ее существенной коррекции, тем не менее объективно происходит отказ от функциональной точки зрения». 

В своей работе А. Д. Урсул вносит следующее уточнение в ранее высказанную им концепцию об информации как о передаче (отражении) разнообразия: как передающаяся часть, сторона отражения. 

Отрицательная энтропия (негэнтропия), по Бриллюэну, это и есть информация; при этом структуру он рассматривает как связанную, внутреннюю информацию. 

Информация (научно-популярный обзор)

Накопление структурной информации в ходе эволюции постепенно повышало уровень организации объектов неживой природы. Далее, на этой основе, под влиянием цикличных воздействий пространственно-временного континуума мира (т.е. информации в виде изменяющихся во времени тепла, света и т.д.) стали возникать функциональные системы живой природы. Таким образом, так как отражение, присущее всей материи (по В.И. Ленину), и информация как «передающаяся» часть отражения (по А.Д. Урсулу) имеют решающее значение в возникновении живого, то информация объективно существует в неживой природе. Как и отражение, информация является атрибутом всей материи. 

В конечном итоге сегодня во всех литературных источниках обычно указываются три общепринятые, почти “классические”, направления развития исследований, связанных со “свойственно-количественным” подходом к понятию информации: 

  1. математический, количественный: разработка математического аппарата, отражающего основные свойства информации или исследования в области сигнального понимания информации в полном соответствии с областью, приписываемой теории информации; 
  2. понятийный, количественно-качественный: исследование основных свойств информации – измерение ее ценности, полезности и т.п. или исследования в области понимания информации на уровне создания разнообразных подходов к ее количественно-качественному измерению; 
  3. информатизационный: использование информационных методов в других науках (в социологии, лингвистике, биологии и др.) или рассмотрение информации в ее разъяснительном смысле, определенном как процесс информирования, или “информатизации”, происходящий стихийно или осуществляемый с какой-либо осознанной целью. 

Общим во всех перечисленных направлениях них является все то же отсутствие необходимости определения понятия информация, да и что такое “информационный метод” с его “человеческим аспектом” тоже никто вразумительно не определяет. 

Тем не менее, успехи в разработке современной техники передачи, хранения и переработки информации привели к появлению информационных интерпретаций процессов мышления. В последние годы особое значение приобрело изучение вопросов функционирования информации в социальных системах. 

Прежде всего в связи с важностью этих процессов и обострением противоречия между производством огромного количества информации (“информационным взрывом”) и трудностью доступа ко всей этой информации потребителей (“информационным голодом”). 

Основным техническим средством разрешения данного противоречия являются создание вычислительных центров коллективного пользования, интегрированных банков данных, разработка систем “искусственного интеллекта”, сетей обработки и передачи информации, широкое внедрение персональных компьютеров. 

В подобного рода современных системах происходит переход от оперирования с информации в виде данных, т. е. с неинтерпретированной внутри ЭВМ информации, к информации в виде концептуально связанных и согласованных между собой сведений — знаний. 

Теоретической базой решения всех вопросов, связанных с развитием и использованием современной информационной технологии и техники, выступает информатика. 

Особого анализа требует изучение процессов реального функционирования информации в обществе, поскольку особенности социальной системы определяют эффективность использования информационной технологии и направленности ее применения.  Информационные процессы могут быть ориентированы на всемерное обеспечение информационных потребностей общества и развитие способностей каждого человека, но могут вести к появлению новых форм эксплуатации, скажем, менее развитых государств за счет неравноценного информационного обмена с ними и контроля над их информационными потоками (“информационный империализм”).

Современные представления об информации, её видах в информационных системах и системах управления

В соответствии с современной научной картиной мира информация, наряду с такими фундаментальными понятиями как вещество, энергия, пространство, время является общесистемной категорией, используемой во всех областях знания. Важнейшая особенность информации определена её идеальной природой. 

Универсальная «формула» материи для любого пространственно-временного локуса может быть записана в следующем виде:

ВЕЩЕСТВО = ЭНЕРГИЯ + ИНФОРМАЦИЯ,

где энергия является причиной и следствием движения материи, а информация — причиной и следствием её самоорганизации, структуирования на качественно различные, относительно автономные и относительно устойчивые объекты – системы. 

Поэтому мало утверждать, что, не смотря на идеальную природу, информация является атрибутом материи: она – атрибут структуированной материи, материальных объектов, которые физически взаимосвязаны и находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом и, благодаря этому, продуцируют друг в друге взаимообразные изменения или отражают друг друга. 

Адекватное описание общих закономерностей поведения больших динамических систем и их прогрессивной эволюции должно опираться на использование всех пяти фундаментальных понятий. 

Формализация количественных соотношений между веществом (массой), энергией и информацией может быть основана на совмещении нескольких широко известных формул – законов: 

  • формуле А. Эйнштейна, 
  • выражений для описания законов термодинамики 
  • и формуле Планка-Больцмана. 

На их основании подсчитано, что для температуры Т = 310 К (оптимальная биологическая температура) энергетический эквивалент единицы информации составляет 2,9666*10-21 Дж/бит; информационный эквивалент массы 3,0295*1037 бит/кг; масса единицы информации составляет 3,3*10-38 кг. Т.е. информация является очень «дешёвой» в материальном отношении.

В процессах отражения, движения, управления и развития информация проявляет себя в двух взаимосвязанных формах: 

в форме структурной (иначе, связанной) информации – в пассивной форме, являясь характеристикой организованности материальных объектов, 

и в форме оперативной (иначе, рабочей, свободной или циркулирующей) информации – в активной форме, являясь средством организации материи. 

Информация в пассивной форме в совокупности с её материальными носителями есть ничто иное, как «память» систем, хранящая «следы» их былых взаимодействий с другими системами. По существу она – модель-отражение всего их системного окружения. 

Информационные процессы – получение, передача, приём, преобразование, хранение, использование (в управлении) информации – неразрывно связаны с процессами вещественно-энергетическими, не могут происходить в отрыве от последних и требуют определённых материальных затрат (известный парадокс «демон Максвелла»). 

Поэтому необходимым условием протекания информационных процессов является: 

1) наличие соответствующих материальных информационных систем и силовых исполнительных механизмов управления – эффекторов, организующих и поддерживающих информационные процессы и обеспечивающих превращение информации в причинно-следственный фактор; 

2) наличие необходимого количества энергетических ресурсов. При этом наиболее критичной к материальному ресурсному обеспечению является активная форма информации, поскольку её материализация требует ещё и наличия эффективно функционирующих силовых исполнительных механизмов. 

То есть информация всегда характеризуется её определённым материальным эквивалентом («весом»). 

Современное понимание того, что такое информация и какую роль она играет в социальных, искусственных и естественных системах основывается на совокупности постепенно накапливаемых знаний, получаемых различными науками: математикой, физикой, биологией, экологией, философией, социологией, теорией связи, кибернетикой и др. 

В соответствии с построенной в середине 20 столетия теорией информации и результатами исследований в области синергетики (работы К. Шеннона, У. Эшби, Л. Сцилларда, Л. Бриллюэна, Н. Винера, Э. Шредингера, И. И. Шмальгаузена, А. А. Ляпунова, Т. Ферстера, И. Пригожина, Г. К. Ципфа, П. К. Анохина, Дж. Фон Неймана, А. Н. Колмогорова, Р. А. Фишера, Г. Хакена, М. Эйгена, М. Месаровича, Л. Берталанфи, Р. Тома и др)  понятие «информация » неразрывно связано с понятием «энтропия».

Эволюция представлений об энтропии не менее сложна, чем эволюция представлений об информации. Она представляет собой последовательную смену интерпретаций данного понятия сначала как меры рассеяния тепловой энергии в замкнутой термодинамической системе (Клаузиус, Больцман), затем как меры вероятности информационных систем (Сциллард, Шеннон, Уивер) и затем как меры дезорганизации систем любой природы (Шредингер, Бриллюэн, Винер). 

Информация и энтропия служат выражением двух противоположных тенденций в процессах функционирования и развития, характеризуют реальную действительность с точки зрения организованности (неопределенности по К. Шеннону) и хаоса. 

Если информация характеризует меру организованности, то энтропия – меру дезорганизации одной и той же системы; количественно одно равно другому, взятому с обратным знаком. 

Соответственно процессы самоорганизации и прогрессивного развития любой системы всегда сопровождаются уменьшением её энтропии и увеличением информационного содержания. 

Информация (научно-популярный обзор)

 

Информация (научно-популярный обзор)

Данное положение не противоречит второму принципу термодинамики, поскольку ещё Л. Больцман указывал на то обстоятельство, что для открытой системы, находящейся в неравновесных условиях убывание энтропии не является невозможным, а только маловероятным. 

Ненулевые значения вероятности убывания энтропии указывает на то, что имеет место поступления в систему информации (а значит, и вещества и энергии) извне, наличие у системы механизмов отбора ценной информации, которая используется для формирования относительно устойчивых структур, т.е. наличие управления. 

Благодаря тому, что информация, сама по себе, является практически нематериальным феноменом и, следовательно, неограниченным ресурсом, при условии управления и наличия памяти, она предоставляет системе возможность развиваться даже в условиях жёстких ограничений по материальной составляющей ресурсного обеспечения (развитие без роста). 

При этом второй принцип термодинамики всегда напоминает о себе тем, что любой процесс самоорганизации всегда сопровождается и потерей информации, её рассеяньем в окружающей среде. Для компенсации этих потерь системе необходимы дополнительные затраты материальных ресурсов.

Но это обстоятельство может иметь и позитивное значение. Так, например, позитивное значение процесса передачи информации окружающей среде живыми организмами с точки зрения экологии трудно переоценить. Как доказал И. И. Шмальгаузен, поскольку передача (здесь – потеря) информации всегда материальна, то рассеяние биотой информации в окружающей среде есть ничто иное как соответствующая организация среды – суть теории биотической регуляции окружающей среды.

Информация (научно-популярный обзор)

Так как информация – атрибут структуированных материальных объектов, то правомерно утверждать, что сама информация – идеальная модель отражаемых объектов – также обладает определённой структурой. 

Элементарным составным компонентом любой информации является «знак», например, буква алфавита. Определённые наборы «знаков» образуют «слова». «Слова» – «предложения». «Предложения – «фразы». «Фразы» – «концепции». 

«Знаки», «слова», «предложения», «фразы», «концепции» определённым образом связаны с отражаемыми с помощью них объектами, процессами и явлениями. Совокупность правил формирования «концепций» определяет «язык» информации.

В соответствии с принципом «наименьшего усилия» Ципфа-Мандельброта все «знаки» и «слова» любого «языка» всегда что-то «стоят». Эта «стоимость» определяется материальными затратами на оперирование «знаками» и «словами». Соответственно чаще всего в любом «языке» всегда используются самые «дешёвые» «знаки» и «слова». 

В иерархическом ряду «знак» – «слово» – «предложение» – «фраза» – «концепция» информационная ёмкость каждого уровня организации информации резко возрастает, а материальная «стоимость» образования внутренних структурных связей таким же образом убывает. 

При этом появление новых «концепций», изложенных на любом языке, практически не влияет на статистические свойства самих «текстов», избыточность которых – величина практически постоянная для любых «языков». Таким образом, экономия материальных ресурсов достигается за счёт обработки информации на высоких уровнях её организации (работа мозга человека очень экономична).

Исследование систем, включающих отражаемый объект, субъекта, воспринимающего отражение объекта и знаки-символы-сигналы, передающие это отражение, относится к специальной области знания – семиотике. В ней выделяют такие основные подразделы, как синтактику (знаки и их отношения к другим знакам), семантику (знаки и их отношения к обозначаемому) и прагматику (знаки и их отношения к тем, кто их использует). 

Соответственно любая информация может быть рассмотрена в её синтаксическом, семантическом или прагматическом аспектах. 

Информация, получаемая субъектом о любом отражаемом объекте универсума есть ничто иное как онтологическая модель данного объекта. 

Информация, получаемая субъектом о самом процессе отражения – его гносеологическая модель. 

Если в качестве объекта отражения выступает желаемое (целевое) состояние отражаемого объекта, то информация о нём – суть прагматическая модель. 

Совокупность правил, методов, алгоритмов и средств, используемых системой для организации и поддержания информационных процессов представляет собой её информационную технологию. 

Так, например, основу информационной технологии неорганического мира составляют законы элементарного отражения, 

живого мира – биомолекулярная избирательная память и рефлекторные функциональные связи, позволяющие предвосхищать действительность, действие и результат действия, 

социально-техногенного мира – внегенетическая память, сознание, моделирование ситуаций и автоматизация информационных процессов. 

Поскольку сегодня большинством исследователей признаётся существование трёх основных уровней организации материи

  • неорганического, 
  • органического 
  • социального, 

соответствующих трёх форм движения материи и трёх форм отражения

  • элементарного, 
  • опережающего, 
  • сознания, 

то соответственно принято выделять и три вида информации 

  • физическую, 
  • биологическую 
  • социальную (или культурную) 

и три основных класса информационных систем:

  • естественно возникшие системы неорганической природы, 
  • естественно возникшие системы органической природы, 
  • системы социального и искусственного происхождения, созданные целенаправленной деятельностью человека. 

В неорганическом мире информация имеет форму структурной информации. 

В биологическом мире превалирует информация в форме ситуативных данных – атрибута информации, который представляет собой элементарные прагматические модели фактов, событий и явлений материального мира. 

Важнейшей отличительной особенностью социальной информации является: 

1) организованность данных до уровня понятий – абстрактных семантических моделей фактов, событий и явлений, представление их в условной форме, удобной для обработки; 

2) организованность понятий до уровня знаний, которые в отличие от фактуальных данных о текущих ситуациях на взаимодействующих объектах включают и сами данные, и способы перехода от одного описания ситуации к другому (алгоритмы), т.е. являются отражением и прагматических и семантических аспектов объектов отражения. 

Общей важнейшей отличительной особенностью социальных и искусственных информационных систем является их несравненно высокая скорость обработки информации и способность на основе исходной, первичной информации синтезировать принципиально новую, вторичную информацию, генерировать новые знания. 

Организация информационных процессов является необходимым условием реализации любого из известных типов управления от управления по жёсткой программе до структурной и целевой адаптации. 

Выполнение информационных функций в управлении обеспечивается специализированными системами – информационными и информационно-управляющими. 

В принципе любая материальная система может быть рассмотрена как система информационная. 

Соответственно поддерживаемым информационным процессам выделяют следующие виды информационных систем: 

  • системы поиска, сбора, приёма и восприятия информации (системы-рецепторы); 
  • системы обработки и распознавания информации (преобразования, кодирования-декодирования, анализа, сравнения, оценки, экспертизы, отображения и т.д.); 
  • системы синтеза информации (моделирования, прогнозирования, предсказания и проч.); 
  • системы передачи информации; 
  • системы хранения информации; 
  • системы поддержки принятия решений (например, информационно-советующие или экспертные); 
  • системы обеспечения исполнения решений; 
  • комбинированные. 

Каждая информационная система, как и любая система вообще, характеризуется не только показателями её функциональной эффективности, но и показателями экономичности, например, коэффициентом полезного действия (КПД) и добротностью. 

Причём эти показатели могут иметь, как минимум пять выражений: вещественное, энергетическое, временное, пространственное и чисто информационное. 

Информационный КПД есть ничто иное, как отношение количества информации, поступающей на входы системы к части этой информации, которая была использована системой для выполнения её функций. 

Информационная добротность системы есть отношение её общего информационного тезауруса, равного количеству её структурной и циркулирующей информации, к сумме информации, которая используется для её собственного «жизнеобеспечения» и информации, которая необратимо теряется системой. 

Отношение количеств оперативной информации и структурной информации системы характеризует её информационную активность и открытость. 

Целевая результативность и эффективность управления всегда в большей степени зависит от имеющихся информационных ресурсов управления, чем от ресурсов вещества и энергии. 

Как известно, любой процесс управления обязательно включает в себя 

  • комплекс процедур восприятия полной ситуации управления, т.е. текущей ситуации на объекте управления и состояния самой управляющей системы, 
  • распознавания сложившейся полной ситуации, предсказания возможных ситуаций, 
  • принятия решений и исполнения принятых решений, то, соответственно, информация в задачах управления проявляет себя в формах :
  • осведомляющей, 
  • преобразующей, 
  • преобразованной и 
  • управляющей информации.

Осведомляющую информацию, получаемую непосредственно от источников информации называют первичной информацией. 

По признаку достаточности для решения задач управления она может быть:

  • полной, 
  • неполной 
  • или избыточной. 

Цели получения осведомляющей информации могут быть различными: 

  • поиск априорно неизвестных закономерностей или особенностей объектов, процессов или явлений, 
  • слежение за их состоянием с целью фиксации ожидаемых отклонений, 
  • сбор информации, необходимой для решения конкретной практической задачи и др. 

Соответственно осведомляющая информация может быть 

  • поисковой, 
  • режимной 
  • или подчинённой необходимости решения конкретных практических задач. 

Преобразующей является информация, заключённая в алгоритмах переработки других форм информации и информационных моделях. 

Преобразованная или вторичная информация является продуктом переработки осведомляющей информации с использованием преобразующей информации. 

В зависимости от специфики задач, которые решают «потребитель» преобразованной информации и её «преобразователь» последняя может быть информацией 

  • предсказания, 
  • распознавания, 
  • восприятия (представления), 
  • принятия решений 
  • и исполнения. 

В зависимости от степени сложности обработки принято различать 

  • вторичную информацию первого рода 
  • и вторичную информацию второго рода. 

Вторичная информация первого рода является продуктом начальных этапов обработки первичной информации — сжатия данных, например, осреднения, классификации, выявления отношений и статистических связей между переменными, аппроксимации, экстраполяции и т. п. 

Вторичной информацией второго рода является та информация, которая получается в процессе обработки первичной и вторичной информации первого рода по высоко организованным алгоритмам, включая интерпретацию и теоретизацию данных. 

При этом следует различать пассивное преобразование информации (например, кодирование-декодирование) и активное преобразование информации, в ходе которого происходит синтез новой информации. 

Информация принятия решений необходима для нормального функционирования любых типов информационных систем. Она отражает эталоны объектов, процессов, явлений и представляет собой их нормативную или желаемую информационную модель. 

Используя эту информацию, силовые исполнительные механизмы узлов управления соответствующим образом модулируют выходные вещественно-энергетические воздействия на объекты управления. 

Управляющей является та информация, которая уже непосредственно содержится в управляющих воздействиях на объекты управления. 

Факт получения или использования в управлении информации можно интерпретировать как изменение неорганизованности системы в результате приёма сигналов. 

Понятие «форма информации» имеет относительный характер в процессах управления, что определяется особенностями организации систем управления. Так, например, в случае подачи преобразованной информации на узлы восприятия информации она для этих узлов приобретает форму осведомляющей информации. 

Преобразующая и управляющая формы информации также как и преобразованная в задачах управления могут взаимно переходить в формы информации восприятия, распознавания и принятия решений. 

В зависимости от способа получения информации обычно различают информацию, полученную от рецепторов (сенсоров, датчиков, приёмников) и информацию, приобретенную в ходе процессов адаптации, обучения, самообучения и самоорганизации. 

Носителями информации могут быть материальные системы и процессы любой природы, которые характеризуются определённой различимостью и устойчивостью. 

Информация передаётся и принимается в виде сигналов – команд и сообщений, хранится или накапливается в структуре системы или программе её функционирования. 

Сигнал является материальным носителем информации от объекта к объекту. Причём в качестве сигналов обычно используются не столько сами объекты и явления, сколько их достаточно устойчивые состояния. 

Источником информации в принципе может быть любой объект или материальное воздействие на него. 

При этом информация может отражать как общие, так и частные признаки типизации источника информации: 

  • общее наименование, 
  • цель объекта (потребности, интересы, мотивы и т. п.), 
  • его структуру (уровень, закономерности и особенности организации, организованность, пространственно-временной уровень и т. п.), 
  • состав (физический, химический, поэлементный и проч.), 
  • свойства, функционирование (задачи), 
  • системное окружение (окружающую среду, входы и выходы системы), 
  • развитие и др. 

В зависимости от свойств источника информации она может содержать данные и/или знания 

  • детерминированного, 
  • стохастического, 
  • неопределённого или размытого характера. 

В зависимости от пространственно-временных особенностей источника, носителя и рецептора информации она может иметь непрерывный или дискретный характер.

В зависимости от относительных скоростей функционирования источника информации (передачи), приёма, переработки и использования информации она может быть 

оперативной (реального масштаба времени) 

или запаздывающей. 

В зависимости от величины временного лага между моментами получения и начала использования информации она может быть 

  • потенциальной 
  • или актуальной. 

Неиспользуемая вовремя информация становится экс-информацией или переходит в разряд потенциальной информации. 

Существует подход к типизации информации, основанный на выделении различий оснований данных, составляющих информацию. 

Основаниями данных обычно являются: 

  • отношение в пространстве и/или во времени, 
  • масштабы в пространстве и/или во времени, 
  • типы самих отношений, 
  • ведущий (приоритетный) объект или функция, 
  • важнейший аргумент, 
  • подчинённый аргумент, 
  • множество аргументов, 
  • только прямые или и прямые и обратные связи, 
  • логический объём функций и аргументов и др.

В зависимости от фактического перераспределения субъект-объектных ролей в системе взаимодействующих структур информация может иметь как объективный, так и субъективный характер.

Информация и энтропия имеют и количественную и качественную меры. Эти меры скорее не являются характеристиками источника информации и сигнала, а характеризуют способ взаимодействия источника информации и её потребителя, поскольку информация является атрибутом не свойства, а отношения. 

Количество информации обычно оценивается изменением неорганизованности (или неопределённости по К. Шеннону) системы относительно её цели или эталона (или, соответственно, относительно потенциального разнообразия состояний системы) в процессе приёма и обработки информации, т.е. приращением энтропии системы. 

По К. Шеннону это приращение всегда отрицательное. 

В реальных ситуациях управления информация может способствовать не только достижению цели (уменьшению неопределённости), но и отклонению от неё (увеличению разнообразия). Последнее свойство информации определяет её качественный аспект. 

Как уже отмечалось выше, важнейшей особенностью биологических и социальных систем является их способность в процессе восприятия оценивать именно качество информации, отбирать, накапливать и использовать ценную (полезную) информацию, хотя современная теория информации пока ещё не обладает методами для оценки качества информации. 

Качество информации имеет как минимум два аспекта: 

  • семантический 
  • и прагматический. 

Семантический аспект определён потенциальной способностью информации увеличивать распознавательный потенциал системы, обогащать её индивидуальный тезаурус и поэтому зависит от ранее накопленного системой, упорядоченного информационного массива (принцип: полезно то, что даёт новые знания). 

Прагматический аспект определён количеством полезно используемой информации в процессе достижения системой её конкретных практических целей. 

С прагматической точки зрения если цель или задача не указаны, то говорить о полезности информации нет смысла вообще. 

Предложено несколько различных подходов к определению прагматической ценности информации. 

В соответствии с одним из них ценность информации для субъекта управления прямо пропорциональна её потенциалу способствовать достижению субъектом его цели, удовлетворению потребностей и решению практических задач. 

В другой интерпретации ценность информации прямо пропорциональна надёжности, с которой она предупреждает субъекта о приближении к границе его устойчивости (безопасности). 

В третьей интерпретации ценность информации о состоянии субъекта для него самого обратно пропорциональна длине отрезка в фазовом пространстве состояний субъекта от точки его текущего состояния до границы области его устойчивости. 

В зависимости от характера изменений полной ситуации управления ценность информации может изменяться во времени: 

накопленная информация может «созревать» или наоборот – «устаревать» или превращаться в информационные «отходы» (экс-информацию). 

Это свойство информации определено в первую очередь тем, что сбор информации всегда первичен по отношению к её использованию и, как правило, всегда новая информация сначала имеет только семантическую ценность (феномен труда фундаментального учёного), а также тем, что сбор информации всегда требует затрат времени. 

Обычно в процессе использования информации субъектом её ценность (для субъекта) теряется, хотя исключение здесь составляет информация об относительно редких или трудно предсказуемых объектах и явлениях, «черных лебедях», например, прогноз погоды. 

В связи с изложенным, необходимо подробно остановиться на следующем обстоятельстве. Оно связано с тем, что в последнее время различными исследователями предпринимаются попытки сформулировать «закон сохранения информации», аналогичный уже открытым законам сохранения вещества и сохранения энергии. 

Так, например, этот «закон» для замкнутой системы предлагается формулировать следующим образом: 

для замкнутой системы сумма её целевой организованности (определённости) или её структурно информационного содержания и её целевой неорганизованности (неопределенности) или энтропии всегда величина постоянная, равная максимальной неорганизованности (неопределённости) системы. 

Соответственно другой формулировке этого «закона» постоянной величиной является общее количество передаваемой информации и шума. 

Соответственно ещё одной – этот «закон» проявляет себя в следующем. Пусть в среде, окружающей систему, имеется определённое количество некоторой информации – величина постоянная. Далее информация из окружающей среды переходит в систему, «исчерпывается» и теряет свою ценность, а среда по соответствующей переменной для системы становится предсказуемой и управляемой. 

Г. А. Голицыным предложен «принцип максимума информации», который, по его мнению, справедлив для всех функциональных систем. 

В соответствии с этим принципом, если интерпретировать информацию как совокупность «знаний» системы о своём окружении – «стимулах» и о своих возможностях реагировать на эти «стимулы» – о «реакциях», т.е. как взаимную информацию – пересечение множеств «стимулов» и «реакций, то функциональная система благодаря управлению и самоорганизации всегда стремиться «подогнать» множество «стимулов» (посредством их выбора или регулирования) и множество «реакций» (посредством адаптации и «обучения») при существующих ограничениях по материальным ресурсам таким образом, чтобы взаимная информация была бы максимальной. 

В соответствии со второй теоремой неполноты Геделя сам изолированный субъект без участия внешнего «наблюдателя» оценить объективно ценность информации не в состоянии. Поэтому процесс отбора информации всегда должен управляться системами более высокого уровня организации, чем субъект – метасистемами, в которые он включён как их элемент. Вплоть до уровня «бога». 

Однако такое управление часто не реализуется в необходимой мере и поэтому информация, которую отбирает, накапливает и синтезирует субъект, как правило, в той или иной степени субъективна. 

Ю. М. Горский выделяет три основные составляющие субъективности: 

1) аддетивную, определённую потерей части полезной информации; 

2) мультипликативную, определённую искажениями информации в реализуемых субъектом информационных процессах; 

3) собственную, которая связана с внесением субъектом в информацию исходную своей собственной информации. 

Различные формы информации, накопленной и циркулирующей в информационных системах, обычно имеют разную ценность вплоть до «отрицательной ценности», что как раз и определено степенью их субъективности. 

Прагматическая ценность информации может оцениваться по трём укрупнённым градациям: 

  • полезная, 
  • пустая 
  • и вредная. 

Пустую информацию отличает от полезной то, что она не способствует ни приближению ни удалению системы относительно её цели. Это избыточная или лишённая прагматического смысла информация. 

Полезная информация в процессе её обработки может превратиться в пустую, например, вследствие пропусков «переводчика», её кодирования или дублирования. Она также может стать пустой в том случае, когда, например, отсутствуют или неэффективны силовые исполнительные органы управления или ресурсы для их функционирования и, следовательно, она не используется в управлении достижением цели. 

Вредная информация однозначно удаляет систему от цели. Она может быть следствием ошибок перевода (декодирования), приёма шумов, преднамеренного искажения полезной информации или её может быть такая закодированная информация, декодирование которой требует ресурсных затрат, но в результате даёт лишь пустую информацию. 

С точки зрения минимизации субъективности, наиболее ценной, не смотря на её избыточность, является первичная информация (афоризм М. Булгакова: «рукописи не горят!»). 

При рассмотрении феномена прагматической ценности информации до сих пор по умолчанию предполагалось, что цели и задачи функционирования систем управления и, соответственно, их информационных систем изначально были определены оптимальным образом. 

Для социальных и экономических систем последнее справедливо далеко не всегда. Для них часто характерно пустое (с точки зрения удовлетворения объективных потребностей) или иррациональное целеполагание, ориентированное на удовлетворение искусственно стимулируемых, часто вредных потребностей, явление паразитирования целей подсистем на целях системы в целом, например, целей людей-операторов системы на целях функционирования последней в целом, образование, так называемых, мания-структур (чем больше – тем больше). 

Информация (научно-популярный обзор)

Во всех этих случаях прагматическая ценность обслуживающей информации соответствующим образом искажается: объективно полезная информация может расцениваться как вредная и наоборот.

Любой информационный массив всегда включает не только полезную, но и пустую и вредную информацию. Поэтому количество полезной информации всегда является некоторой функцией общего количества информации, доступной системе. При этом ценность информации может не зависеть от объёма информационного массива, поскольку характер этой функции определяется не только информационным содержанием источника информации или сигнала, но и особенностями организации самого субъекта – потребителя информации, его способностью извлекать и эффективно использовать полезную информацию из общего информационного массива.

Экономическая стоимость информации далеко не всегда является аналогом её ценности. Так как передача и переработка информации всегда материальна и единица полученной информации всегда имеет ненулевую натуральную себестоимость, то соответственно закону стоимости, цена определённого количества информации, обладающей определённым качеством может быть определена по затратам труда, вещества и энергии, требуемых на её получение. 

Однако в силу субъективности информации в реальной жизни действуют иные механизмы ценообразования. Они раскрывают себя только в процессе использования информации. Как справедливо замечено К. Черри, «понятие «количество информации» напоминает по аналогии понятие «рабочая сила». Рабочая сила – не «товар» в обычном смысле, не вещество, тем не менее, она покупается и продаётся; мы не можем увидеть её, а видим лишь её результаты. 

Поэтому полученная, но неиспользуемая информация, даже не смотря на то, что на её получение были затрачены определённые ресурсы, может просто не иметь цены. 

Соответственно Д. Габору «стоимость информации определяется тем, сколько люди готовы заплатить за неё», т.е. спросом на информацию, раскрывающим её потребительскую стоимость и превращающим её в товар. 

При этом Габор выделяет два основных свойства информации, определяющих спрос на неё: 

  • исключительность 
  • и степень предсказательно-предупреждающей силы. 

Изложенное подтверждает то обстоятельство, что информация это – атрибут не действия, а взаимодействия.

Таким образом, основными характеристиками информации являются: 

1) её количество; 

2) её качество (ценность); 

3) её материальная себестоимость; 

4) её экономическая стоимость. 

Эффективность любой системы управления — информационной системы определяется как её информационной, так и материальной (силовой вещественно-энергетической) составляющей. 

Процесс переработки информации информационной системой определяется: 

1) общим количеством информации, поступающей на её «входы»; 

2) ценностью этой информации в прагматическом аспекте; 

3) внутренней способностью системы отбирать и накапливать только ценную информацию, а также способностью повышать ценность принимаемой информации и, соответственно, стремиться к более полному использованию входного информационного массива; 

4) материальной обеспеченностью и экономичностью системы. 

Качество работы силовых исполнительных механизмов управления определяется их материально ресурсным обеспечением и структурно-информационным содержанием или организованностью относительно информационных систем и объекта управления. 

Полным теоретико-прагматическим крахом с точки зрения выживания всех имеющихся на сегодняшний день концепций в области теории информации и самого социума, по мнению Сэма, является следующее обстоятельство. 

Профессорам, доктором физ.-мат. наук В. Г. Горшковым в конце прошлого века была разработана неактуальная в политических кругах теория биотической регуляции биосферы. 

В соответствии с этой теорией глобальная биота, до сих пор поддерживавшая устойчивость параметров окружающей среды, характеризуется мощностью, в десятки раз превышающей мощность современной цивилизации. Может поэтому показаться, что неадекватность принимаемых человечеством мер по стабилизации окружающей среды обуславливается недостаточными энергозатратами. 

Однако, как оказывается, причина кроется в другом. 

На каждый квадратный микрон поверхности биосферы приходится несколько живых клеток, в которых на молекулярных масштабах происходят высокоспецифичные разнообразные биохимические реакции. 

Исходя из известных характеристик потоков солнечной энергии, которая представляет собой высокоупорядоченную энергию по сравнению с тепловым излучением земной поверхности, можно рассчитать поток информации, который перерабатывает одна живая клетка в процессе своего взаимодействия с окружающей средой. 

Этот поток оказывается примерно того же порядка, что и поток информации, перерабатываемый в современном персональном компьютере, около 108 бит в секунду. 

Глобальная биота, содержащая около 10 в 28 степени клеток, перерабатывает в секунду около 10 в 36 степени бит информации о состоянии окружающей среды. 

Последнее число превышает возможности переработки информации современной цивилизацией на двадцать порядков (т.е. в единицу с двадцатью нулями число раз) (Горшков, 1996; Горшков и др., 2002). 

Таким образом, для осуществления контроля глобальной окружающей среды человечеству пришлось бы создать сеть из компьютеров микроскопических размеров, разработать и вложить в них неизвестную программу регулировки и покрыть этой сетью всю земную поверхность. 

Иными словами, воссоздать полный аналог существующей глобальной биоты Земли.  Очевидно, что подобная задача невыполнима в ближайшем будущем. 

Заключение

Информация (научно-популярный обзор)

Как стало понятно в процессе поиска, дать абсолютно точное определение термину «информация» невозможно. 

Возможно лишь иметь определение, адекватное в такой-то момент времени, в таких-то условиях. 

Кроме того, значение термина «информация» неоднозначно в различных областях знания (информация в физике, в статической теории передачи информации, в теории управления, в кибернетике и т д). 

Информация в философском аспекте бывает, в основном: мировоззренческая; эстетическая; религиозная; научная; бытовая; техническая; экономическая; технологическая.

Кибернетика и синергетика внесли наибольший концептуаль­ный вклад в современное миропонимание. Однако информация до сих пор не признана в полной мере философской категорией. А ведь информация и энтропия сегодня стали основополагающими понятиями теории самоорганизации и теории развития.

По мере развития и углубления познания обнаруживается необходимость постижения системно-динамического характера складывающейся картины мира. 

Материалистическая диалектика, теория отражения, современный уровень естественнонаучных знаний служат теоретико-методологический предпосылкой для построения логически стройной единой развивающейся картины ми­ра на базе информации. 

Статистическая теория информации и кибернетика существенно расширили понятие информации: информация стала объектной характеристикой материальных систем и их взаимодействия. 

Применение теории информации в науках о неживой природе привело к пересмотру представления об информации как о свойстве только кибернетических систем. Это свойство оказалось присущим не только общественным, живым и техническим системам, но и вообще всем материальным системам, в том числе и объектам неживой природы. 

Информация, как и материя, существовала и существует всегда. Она неотъемлемый атрибут материи и движения. Памятуя, что движение—способ существования материи, можно утверждать, что информация реализует этот способ, являя собой меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. 

Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности. 

Существуя независимо от познающего субъекта, информация проявляется в процессе познания. 

По своему онтологическому статусу информация не отличается от пространства, времени, энергии, массы и т.п. В то же время понятие информации существенно шире, многоаспектнее каждой из этих философских категорий. 

Будучи наиболее связанной с категорией отражения, она является объективной естественнонаучной характеристикой всех материальных объектов и их взаимодействий на всех уровнях организации материи. В частности, именно информация лежит в основе процессов саморегулирования и управления в живой природе и в человеческом обществе. 

В процессах отражения, движения, управления и развития информация проявляет себя в двух взаимосвязанных формах: в форме структурной (иначе, связанной) информации – в пассивной форме, являясь характеристикой организованности материальных объектов, и в форме оперативной (иначе, рабочей, свободной или циркулирующей) информации – в активной форме, являясь средством организации материи. 

Информация и энтропия служат выражением двух противоположных тенденций в процессах функционирования и развития, характеризуют реальную действительность с точки зрения организованности (неопределенности по К. Шеннону) и хаоса. 

Если информация характеризует меру организованности, то энтропия – меру дезорганизации одной и той же системы; количественно одно равно другому, взятому с обратным знаком. 

Соответственно процессы самоорганизации и прогрессивного развития любой системы всегда сопровождаются уменьшением её энтропии и увеличением информационного содержания. 

Начало процессов становления информационного общества связывается со становлением ноосферы — более организованного состояния биосферы, возникающим в результате эволюции, структурирования, упорядочивания и гармонизации связей в природе и обществе под воздействием целеполагающей деятельности человечества. 

Это понятие введено впервые В. И. Вернадским в качестве отражения эволюции общества и природы т.е. системы, в рамках которой потенциально может быть реализовано гармоническое, устойчивое развитие (эволюция) систем “Общество” и “Природа”, а также постепенное слияние, интеграция и гармонизация наук о природе, познании и об обществе. 

При этом чрезвычайно важным является понимание того обстоятельства, что единственной реальной возможностью поддержания приемлемой для жизни человека окружающей среды является сохранение и восстановление естественных ненарушенных природных экосистем на достаточно больших территориях, поскольку мощность стабилизирующего воздействия, естественно, пропорциональна совокупной площади территорий, занимаемых естественными экосистемами. Без этого невозможно построение информационного общества и ноосферы. 

Территории с уничтоженными человеком естественными экосистемами в совокупности приводят к росту объемов ноксосферы. 

 

Уважаемые читатели!

Тем, кто просмотрел статью до конца и кому пригодились её материалы, в качестве бонуса предлагается перейти по ссылке на «Пошаговый план для новичков по заработку в Интернет». Нажмите, чтобы узнать подробнее >>>

Кроме того, тем кто решил создать свой сайт рекомендую пользоваться услугами хостинга Timeweb тоже на бонусных условиях. Подробности здесь >>>

 

Список литературы 

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994. -.: 58 ил. 
  2. Абдеев P.Ф. Генезис механизма управления, его системоорганизующая роль и философский статус // Теория, методология и практика системных исследований: Тез. докл. М.: Изд-во АН СССР, 1984. 
  3. Айламазян А.К., Стась Е.В. Информатика и теория развития. М. Знание, 1989. 
  4. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах.- М. «Советское радио», 1974. 
  5. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 
  6. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1998. 
  7. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М.: Физматгиз, 1960. — 392 с. 
  8. Винер Н. Кибернетика н общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. 
  9. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. – М.: Наука, 1983. 
  10. Гиг Ван Дж. Прикладная общая теория систем, в 2 книгах. М.: Мир, 1981. 
  11. Голицын Г.А., Петров В.М. Гармония и алгебра живого. В поисках биологических принципов оптимальности. — М.: Знание. 1990. 128 с. 
  12. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация — поведение — творчество.- М.: Наука. 1991. 224с. 
  13. Горский Ю.М. Системно-информационный анализ процессов управления. Новосибирск, Наука, 1988. 
  14. Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Шерман С.Г. Устойчивость биосферы и сохранение цивилизации // Природа. — 1990. — N 7. — С.3-16. 
  15. Горшков В.В., Горшков В.Г., Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Макарьева А.М. (2002) Информация в живой и неживой природе. Экология, № 3 (2002), 163-169. 
  16. Горшков В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни.1995. Москва, ВИНИТИ, 470 с. 
  17. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. — М., 1983.
  18. Колмогоров А.Н. Теория информации и теория алгоритмов.М:Наука,1987. 303 с.
  19. Мазур М. Качественная теория информации. М.: Мир, 1974. — 240 с. 
  20. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М.: Наука, 1982. 
  21. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989. 
  22. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. 
  23. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М., 1990. 
  24. Седов Е.А. Экология и информатика / Труды ВНИИ системных исследований. 1991. № 11. С. 70-77. 
  25. Седов Е.А. Одна формула и весь мир (книга об энтропии). М., 1982. 
  26. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие. М.: Политиздат, 1988. 
  27. Стратонович Р.Л. Теория информации. М.: Сов. радио, 1975. — 424 с. 
  28. Петрушенко Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. М., 1971. 
  29. Пределы роста: Докл. по проекту Рим. клуба «Сложное положение человечества» / Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рэндерс Й., Бернес В. — М., 1991. — 207 с. 
  30. Урсул А. Д. Природа информации. — М.: Политиздат, 1968. — 288 с. 
  31. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. — М.: Наука, 1975. — 288 с. 
  32. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития человечества. — М., 1993. 
  33. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия: Индустриальная динамика. –М.: Прогресс, 1971. 
  34. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М.: Мир, 1991. — 240 с. 
  35. Черри К. Человек и информация. Пер. с англ. М., «Связь» 1972. 
  36. Чернавский Д. С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) — М.:Едиториал УРСС, 2004. — 288 с. 
  37. Шеннон К. Работы по теории информации. М.: Изд-во иностр. лит., 1966. 
  38. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М.: Наука, 1969. 
  39. Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции. М.; Л.: АН СССР, 1946. 
  40. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М.: Изд. иностр. лит., 1947. 
  41. Экоинформатика: Теория. Практика. Методы и системы. — СПб., 1992. 
  42. Эшби У. Введение в кибернетику. М.: Изд-во иностр. лит., 1970. 
  43. http://www.bioticregulation.ru/index_r.php/ Научная концепция биотической регуляции окружающей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.