О социальной экологической рекламе

Вместо эпиграфа: Надпись на пирамиде Хеопса, которую сквозь тысячелетия нам оставили древние египтяне гласит: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».


О социальной экологической рекламеГораздо позднее,  двести лет тому назад, французский биолог Ж.-Б. Ламарк пришёл к мрачному прогнозу: «… назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». 

Сегодня эти пророчества, как никогда, актуальны. Несмотря на то, что человечеству пока удалось избежать ядерной катастрофы – главной «страшилки» времён «холодной войны», мы, как то незаметно для себя,  вплотную подошли к краю пропасти другой катастрофы — экологической.

Уже не только измеримы инструментально, но и видны невооружённым глазом  такие её предвестники — симптомы, как количественное и качественное исчерпание природных ресурсов,  хроническое отравление ядами техногенного происхождения биологических организмов, в том числе самого человека, ухудшение здоровья и генофонда населения, эко психологический стресс общества, сопровождающийся хемофобией, «включением» биологической программы человека на самоуничтожение вида и выражающийся в  массовых психических расстройствах, агрессии, социальной и политической нестабильности, самоубийствах, алкоголизме, наркомании, увлечениях оккультизмом и проч. 

Как заметил русский экономист П.Г. Олдак, «природа, исчерпала свои возможности нести бремя самоедских цивилизаций. Десять тысяч лет, более трехсот поколений они творили материальные богатства путём разрушения экосистем всех уровней и вконец промотали резервы развития за счёт природы «.

Современные транснациональные корпорации в совершенстве овладели технологией манипулирования желаниями и потребностями людей. Они изобрели приемы искусственного формирования потребностей, не свойственных человеку ни как биологическому существу, ни как духовной личности. Если в прежние годы потребитель считался «королём рынка», то в век транснациональных корпораций для них он – винтик. Американский учёный Д.К. Гэлбрейт полагает, что сегодня потребители, считающие себя свободными в выражении своих запросов на рынке, находятся в плену иллюзий, «созданных» крупными корпорациями. В плену рекламно-виртуальной реальности. Такие технологии основаны на принципе «чем больше — тем больше». На таком принципе основана «работа» атомной бомбы. Системы подобного типа обречены на коллапс. Технологии манипулирования потребностями людей порождают раково-опухолевый рост соответствующих социальных и производственных структур. Оружие, одноразовые предметы потребления, яркая материалоёмкая упаковка, табак,  «фаст-закуски», наркотики, пищевые добавки и суррогаты, генетически изменённые сельскохозяйственные продукты,  «автоматы любви» и подобное  – это их детища. 

Автор известных системно-футурологических прогнозов Римского клуба Д. Медоуз назвал  такие структуры – «мания структурами». Они паразитируют на ресурсах биосферы, и повсюду сеют заразу злостной привычки потреблять Землю и ничего не давать  взамен кроме токсичных отходов. При этом они производят не только бесполезные, но и опасные вещи.

Метастазами мания-структур поражена мировая экономика. Придуманный в годы Второй Мировой войны, такой важнейший показатель экономического процветания стран как валовой национальный продукт до сих пор не отражает ущерб, причиняемый окружающей среде в результате хозяйственной деятельности. Так, например, при вырубке лесов в ВНП учитывается только прибыль, полученная от реализации древесины. В связи с этим, известный общественный деятель мира Эрнст фон Вайцзекер однажды с горечью заметил: «Бюрократический социализм рухнул, потому что не позволял ценам говорить экономическую правду. Рыночная экономика может погубить окружающую среду и себя, если не позволит ценам говорить экологическую правду».О социальной экологической рекламеО социальной экологической рекламеО социальной экологической рекламе

Назойливая реклама без стука и без спроса вошла и в дома жителей России, измученных бесконечными реформами и страхом неизвестности завтрашнего дня. Чужая реклама. Но нам тоже хочется «жить как они», мы спешим оказаться «в рынке». Поэтому мы верим, что  рекламируемые «экологически чистыми» продукты питания и товары потребления действительно безопасны и не задумываемся о том, что в процессе производства даже действительно экологически чистых в потреблении изделий вредные воздействия на биосферу неизбежны. Законы сохранения вещества и энергии пока никто не отменял.

Прилавки наших киосков и магазинчиков заполнены пластмассовыми безделушками — сувенирами импортного производства в форме мультяшных монстров, «киборгов — терминаторов», ненатурально отвратительных пауков, ядовито — ярких сороконожек, клыкастых зверей и мутантов. Прилавки товаров для детей ломятся от игрушечного оружия, дубинок, наручников и кастетов. 

В виртуальной реальности компьютерных баталий малолетние «геймеры» без малейшего сожаления уничтожают целые города, планеты и галактики. В нас с детства воспитывают ненависть и вседозволенность по отношению к природе и к самим себе, нас тренируют жить в генетически изуродованном мире киборгов. О социальной экологической рекламе

В этом мраке воинствующей антиэкологической пропаганды искусственного, изредка мелькающие на телевизионных каналах инфарктные ролики «Гринпис» и Всемирного фонда дикой природы поистине кажутся «лучом света в темном царстве». Неслучайно в арсенале экологических знаний появилось новое направление – видеоэкология.

А сколько и радости и умиления вызвало недавно у пензенских экологов появление на спичках производства Верхнеломовского ОАО «Факел» вместо плохих фотокопий полуобнажённых «дорогих» дам и импортных иномарок природоохранных плакатиков! Ведь можем  же, когда захотим, хоть как то бороться с этим злом. Например, могут же наши телерадиокомпании  пожертвовать хотя бы 2-3 минутами вещания в сутки ради демонстрации пейзажей нашей прекрасной пока ещё лесостепи, редких и исчезающих видов животных и растений. Современному горожанину надо напоминать о том, каким богатством пока он ещё владеет. Почему бы, например, не  печатать экофильные картинки – экологические антирекламы на писчебумажной продукции, упаковке, обёртке конфет, пакетах и проч.? Почему бы в местах массового посещения не выставить соответствующие информационные аншлаги?  Ведь технологии рекламы универсальны относительно ценностей, которые они продвигают. В отличие от ценностей «общества потребления», сфабрикованных производителями «памперсов», «орбитов», «олдейсов», «кометов» и других одноразовых мыльных пузырей, за ценности экологической культуры надо бороться. А ценности эти — сама жизнь. Людей надо объективно информировать и предупреждать и напоминать о том, что они люди и должны думать.

Конечно, «прогресс не остановишь», но достижения его можно использовать по-разному. Или создавать всё новые и новые виды орудий смерти, или научиться управлять этим сложным миром природы и людей. А ведь природа тонко чувствует доброе к ней отношение. Это хорошо известно огородникам и агрономам. В отличие от многих работодателей природа справедлива и вовремя платит за труд.

Мы, «простые потребители», тоже можем многое. Например, осознанно не покупать навязываемые экологически опасные и сомнительные товары,  требовать у продавцов соответствующую документацию на продукцию. Не выбрасывать мусор мимо контейнера, не мыть машины около родников, не сжигать уличный мусор, озеленить и благоустроить дворы домов, в которых живём, объяснить своим детям откуда берутся бездомные собаки. И многое другое. Не слепо следовать зомбирующим телерекламным призывам, типа – «не тормози — сникерсни», а, наоборот, хотя  бы на миг постараться вырваться из нивелирующего всех и вся потока проблем-решений, остановиться, оглянуться, подумать. Именно с этого и начинается  ноосфера. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *